Статья 4 указанного закона дает коллекторам право инициировать взаимодействие со следующими лицами, имеющими отношение к должнику:
- любой из совершеннолетних членов семьи;
- лица, находящиеся с должником в родственных отношениях;
- лица, совместно проживающие с должником;
- лица из числа соседей и другие физлица.
Способы такого общения также перечислены в законодательном акте. Речь может идти о:
- личных встречах;
- разговорах по телефону;
- переписке с помощью сообщений (текстовых, голосовых, телеграфных и прочих) с использованием радиотелефонной и сетевой связи;
- письмах, отправленных по почте (допускается отправка как по месту жительства, так и по адресу места пребывания).
Коллекторское агентство может действовать как от имени кредитной организации (если между ними заключено агентское соглашение), так и от собственного имени, если он выкупил долг у кредитной организации.
В случае взаимодействия с кем-то из близких должнику людей коллектор обязан:
- представиться (назвать/указать свои ФИО, если встреча личная – предъявить удостоверение или иной документ);
- объяснить, от чьего имени действует;
- пояснить, какого рода помощь требуется для ускорения возврата задолженности со стороны должника, просить оказать содействие в выполнении указанной задачи.
При обращении к третьим лицам коллектору категорически запрещено:
- требовать возврата долга с третьих лиц (если, конечно, они не фигурируют в кредитном договоре в качестве созаемщиков или поручителей);
- настаивать и надоедать звонками (письмами, сообщениями), если человек отказывается от взаимодействия;
- вести себя грубо, угрожать, применять физическую силу и совершать другие насильственные действия в отношении самого должника или третьих лиц;
- вводить в заблуждение собеседника, приводить в качестве обоснования неправдивые документы, факты, искажать другим способом действительное положение дел с целью добиться желаемого;
- заставлять собеседника предоставлять сведения, касающихся должника, или выполнять какие-либо действия против его воли (третье лицо должно иметь возможность взаимодействовать с коллектором добровольно без давления со стороны).
Для взыскателей введены ограничения по частоте, с которой они могут тревожить родственников и других лиц, имеющих отношение к должнику. В частности, для них ограничено время звонков (с 8.00 до 22.00 в обычные и с 9.00 до 20.00 в выходные дни). Также лимитируется и количество звонков (один раз в течение дня, два раза в неделю, восемь раз в течение месяца), сообщений (не чащедвухза день, четырехза неделю, шестнадцати в течение месяца).