Перечень неправомерных действий со стороны кредиторов, коллекторов. Как защитить себя?
Заемщики, берущие выгодные на первый взгляд кредиты в банке, нередко сталкиваются со случаями, когда реальная ситуация с расчетами оказывается далеко не такой радужной, как описывали рекламные проспекты. Иногда кредиторы позволяют себе в одностороннем порядке менять процентные ставки, или после оформления договора всплывают какие-то умопомрачительные комиссии или страховки.
Еще сложнее приходится должникам, столкнувшимся со своеволием коллекторов, которых банк нанимает для выбивания долгов.
Есть ли на них управа? Как подать жалобу на кредиторов, и как остановить незаконные действия коллекторов?
Какие действия кредиторов, коллекторов считаются неправомерными?
Банк-кредитор нарушает права клиента, когда:
- предоставляет ему неполную или неправдивую информацию о своих кредитных продуктах, вводя в заблуждение;
- навязывает необязательные и ненужные клиенту дополнительные услуги, в том числе своих партнеров (например, страховых компаний), вводя заемщика в лишние расходы;
- отказывается выполнять финансовые обязательства перед своими вкладчиками;
- меняет договор в одностороннем порядке (кроме ситуаций, когда этого требует закон, или такая возможность прописана в договоре).
Известны случаи, когда банки, нарушая права должника, прибегали к не совсем законным способам вернуть деньги по просрочке, например:
- блокировали счета (карты) своего клиента без каких-либо правовых оснований, лишая возможности проводить платежи и снимать деньги;
- самостоятельно без ведома клиента списывали средства с его счета (карты).
Если в договор кредитования включен пункт, дающий заемщику право воспользоваться кредитными каникулами, а банк отказывает ему в этом, то это тоже может квалифицироваться как нарушение прав клиента.
Сложнее становится, когда к решению проблемы просроченной задолженности подключают коллекторов. Начинаются навязчивые звонки, СМС-напоминания, письма, личные посещения. Обычно это оказывает сильное психологическое давление на должника и членов его семьи.
Если коллекторское агентство легальное (то есть, действует в правовом поле РФ, зарегистрировано в реестре ФССП), то его сотрудники более-менее придерживаются допустимых правил работы с должниками по взысканию задолженности, которые ограничивают способы и частоту взаимодействия. Но если вам не повезло, и вашим долгом занялись непрофессиональные или «черные» коллекторы, то можно ожидать таких неправомерных действий как:
- бесконечные изматывающие звонки, СМС;
- психологическое давление на должника и его близких;
- оскорбительный и унижающий человека стиль общения;
- угрозы здоровью и жизни заемщика и членов его семьи;
- вымогательство денег;
- раскрытие персональных данных и другое.
Случается, что дело доходит до реального физического насилия или порчи вещей. То есть совершаются действия, подпадающие под уголовную ответственность.
Как распознать незаконные действия кредиторов и коллекторов?
На этапе заключения кредитного договора должны насторожить следующие действия сотрудников банка:
- вас торопят, не дают времени ознакомиться с договором;
- не выдают сразу на руки подписанный договор, или вы получаете документ без каких-то его частей – приложений, дополнений, памяток и т.п.;
- слишком большая часть договора написана мелким шрифтом, который трудно прочитать;
- вам безосновательно ставят дополнительные условия для заключения договора, навязывают ненужные услуги.
Если по кредиту допущена просрочка, то стоит ожидать активности банка с попытками уладить ситуацию. Обычно это СМС-напоминания, письма, звонки сотрудников.
Если с вами пытается связаться настоящий менеджер банка, он обязан представиться, назвать организацию, которую представляет, указать номер договора и сумму задолженности. То же самое должен сделать представитель коллекторского агентства. Если человек не представляется, не показывает документы, не владеет информацией по вашей задолженности, то его действия не вписываются в правовые нормы, установленные для коллекторской деятельности. Поэтому вы имеете полное право отказаться от такого взаимодействия.
Вступайте в чат поддержки , в котором наши клиенты кто уже избавился от долгов и те, кто только планируют, делятся опытом и рекомендациями.
Как защищать свои права от неправомерных действий?
Защита прав должника может выражаться в следующем:
- внимательное изучение договоров до подписания;
- отказ от навязанных услуг при заключении договора кредитования;
- отказ от общения с кредитором или коллектором, не соблюдающим нормы взаимодействия с должником;
- подача жалобы на неправомерные действия кредитора, коллектора;
- обжалование действий коллектора, кредитора через суд;
- обращение в правоохранительные органы, если со стороны коллектора исходит реальная опасность для имущества, здоровья или жизни.
Какие государственные органы и организации могут помочь в случае неправомерных действий кредиторов?
Жалобы клиентов на неправомерные действия кредитной организации рассматривают:
- Банк России;
- Роспотребнадзор.
Если информация о правонарушении подтвердится, и оно будет достаточно серьезным, то банк рискует потерять не только деньги в виде штрафа, но и лицензию.
Защитить свои права заемщик может и через суд, если кредитор нарушает условия заключенного договора.
Надзор за коллекторскими организациями осуществляют:
- ФССП;
- Ассоциация профессиональных коллекторов;
- Роскомнадзор (в части раскрытия персональных данных);
- правоохранительные органы (в случае, если есть угроза для имущества, здоровья или жизни человека).
Как документировать и фиксировать неправомерные действия?
В качестве доказательств нарушения прав заемщиков при подаче жалобы или иска можно использовать:
- материалы аудио и видеосъемки;
- показания свидетелей;
- копии писем с угрозами или неправомерными требованиями;
- СМС и электронные письма.
Знайте и защищайте свои права! В этом вам поможет федеральная юридическая компания «ДаБанкрот»! Мы сможем надежно защитить вас от кредиторов, приставов, коллекторов. Все общение с ними берем на себя. В подарок клиенту – программа Антиколлектор.
Рассчитайте стоимость
своего банкротства здесь и сейчас
Ответы на частые вопросы
-
Может ли должник подать в суд заявление о банкротстве после 3 лет?
Пройти повторно процедуру банкротства физического лица возможно через 5 лет. Задайте нам свои вопросы 24/7 по телефону 8 800 222 2015.
Посмотреть ответ
-
Что будет, если не брать трубку от коллекторов?
Не отвечать на звонки - это ваше законное право. Но имейте ввиду, что коллекторы не оставят вас в покое, если не побеседуют с должником. Задайте нам свои вопросы 24/7 по телефону 8 800 222 2015.
Посмотреть ответ
-
Когда должник считается уведомленным?
Согласно 29 ФЗ "Об исполнительном производстве" гражданин - должник считается уведомленным, если по адресу последного места жительства было направлено извещение или повестка. Задайте нам свои вопросы 24/7 по телефону 8 800 222 2015.
Посмотреть ответ
-
Как работает списание долгов?
Списание долгов происходит после завершения процедуры реализации имущества в деле о банкротстве физического лица. Вы освобождаетесь от обязательств перед всеми кредиторами и больше никому ничего не должны. Задайте нам свои вопросы 24/7 по телефону 8 800 222 2015.
Посмотреть ответ
Оценка статьи
Рекомендуем к прочтению: