Наталья не один год успешно занималась бизнесом в сфере розничной торговли. Ситуация изменилась, когда поблизости от ее торговой точки открыли крупный сетевой супермаркет: часть покупателей перешла на обслуживание к конкуренту. Товарооборот и, соответственно, выручка уменьшились.
Наталья, как боец, решила перебороть ситуацию и пошла на снижение цен, чтобы вернуть своих клиентов. Но она совершенно не учла, что ей также следует кардинально пересмотреть свое финансовое поведение.
Наталья — давний клиент банка с хорошим рейтингом и кредитной историей. В лучшие времена она привыкла закрывать кассовые разрывы по бизнесу и в личных целях за счет кредитов. Нужно отметить, что она всегда добросовестно погашала все заимствования в предусмотренный срок. Бизнес шел хорошо, и проблем с выплатами не возникало.
Вот и сейчас, когда у нее стали регулярными кассовые разрывы по выплате действующих кредитов, расчетам с поставщиками, внесению арендной платы, оплаты труда сотрудникам, она по привычке оформляла новые кредиты. Так продолжалось довольно долго. По сути, Наталья начала перекрывать убытки от бизнеса новыми заимствованиями.
Нужно ли говорить, что все это отразилось на кредитной истории. Видя чрезмерную закредитованность клиента, банки перестали давать выгодные кредиты. Наталья была вынуждена начать пользоваться услугами микрокредитных организаций с высокими процентными ставками.
Только спустя полгода она осознала, что бизнес прогорел окончательно. К этому времени долг превысил 3,5 миллионов рублей.
У Натальи даже появилась мысль рассчитаться с долгами за счет продажи собственной квартиры (другого жилья у нее не было). Хорошо, что ее отговорили от этого знакомые, рекомендовав пройти процедуру банкротства с помощью федеральной юридической компании «Да Банкрот».
В результате через несколько месяцев:
- кредиты списаны;
- попутно списаны другие обязательства, связанные как с бизнесом, так и с личными расходами (например, долг по ЖКХ);
- квартира осталась в собственности Натальи на основании того, что она относится к категории единственного жилья.
Мы рады, что помогли Наталье решить финансовые проблемы и сохранить жилье. Однако, бизнес она все же потеряла.
Теперь посмотрим, какие типичные ошибки совершают ИП, когда у них возникают финансовые трудности: