Новые правила для коллекторов в 2025 году: Как изменится взыскание долгов и защита должников?
Вал нареканий на неправомерные действия коллекторов при взаимодействии с должниками заставляет законодателей рассматривать вопросы ужесточения правил их работы и усиления мер административной ответственности за несоблюдение установленного порядка. Правки в КоАП РФ, принятые в конце 2024 года, устанавливают ограничения для коллекторов с 2025 года. Благодаря этому усиливается защита прав должников от возможных злоупотреблений коллекторских агентств при возврате просроченной задолженности, стимулируется соблюдение порядка взаимодействия с гражданами, вводятся санкции за отклонения от принятых стандартов.
Федеральная юридическая компания «Да Банкрот» предоставляет помощь должникам при взаимодействии с коллекторами в случае их неправомерных действий при возврате проблемной задолженности. Мы сможем заставить нарушителей соблюдать закон и не превращать жизнь наших клиентов в бесконечную череду незаконных звонков, сообщений и угроз.
Какие изменения в работе коллекторов вступят в силу в 2025 году?
На этот раз правки вносились в КоАП РФ. Нововведения вводят административные штрафы в отношении недобросовестных действий профессиональных коллекторов.
Профессиональными коллекторами являются только организации и лица, зарегистрированные в государственном реестре. Если кто-то появляется у вас на пороге и представляется профессиональным коллектором, не являясь на самом деле таковым (проверить можно на сайте https://fssp.gov.ru/iss/svedeniya-reestr-collect), то теперь за введение в заблуждение такому лицу могут выписать новые штрафы для коллекторов, которые взимаются с должностных лиц нарушителя в размере 20 - 50 тыс. руб., а для юрлица могут достигать 100 - 300 тыс. руб.
Чтобы иметь возможность оградить себя от мошенников, не обладающих полномочиями по взысканию просроченных обязательств, не забывайте каждый раз требовать, чтобы они представились:
- назвали себя;
- назвали коллекторскую организацию;
- указали информацию о кредиторе и основания проведения действий по взысканию задолженности от его имени.
Что грозит коллекторам за нарушения? Новые штрафы и санкции
Основные нововведения касаются ужесточения административной ответственности за несоблюдение стандартов взаимодействия с должниками.
Как часто может звонить коллектор по новому закону? Если коллектор позволяет себе звонить или слать вам сообщения чаще, чем один раз в день, беспокоить звонками более двух раз в течение недели и восьми раз за месяц, то после вашей жалобы ему придется уплатить штраф, который для должностного лица может достигать 200 тыс. руб., а для юрлица — 500 тыс. руб. Более того, нарушителя могут за это дисквалифицировать сроком до года.
Такие же санкции теперь предусмотрены для следующих нарушений:
- коллектор позволяет себе угрожать, оскорблять должника, применять физическое насилие;
- коллектор инициирует контакты с третьими лицами, не имея на то их письменного согласия.
Еще более крупные штрафы предусматриваются для коллекторов, которые:
- выходят на контакт с должником в неположенное время (после 22.00 вечера и до 8.00 утра);
- угрожают причинением вреда имуществу либо самому должнику;
- передают должнику либо третьим лицам, ложную информацию, чтобы обманом достичь желаемого.
Если правонарушение будет зафиксировано контролирующими органами, то виновнику это обойдется в следующие суммы штрафов:
- юридические лица могут заплатить до 2 млн. руб.;
- должностные лица — до 1 млн. руб.;
- физические лица — до 0,5 млн. руб.
Это солидные суммы. Хочется надеяться, что новые штрафы будут удерживать коллекторские агентства в рамках профессиональных стандартов при взаимодействии с должниками по поводу взыскания проблемной задолженности.
Как защитить себя от незаконных действий коллекторов в 2025 году?
Основные правила поведения должников при взаимодействии с коллектором:
- не волноваться, быть вежливыми, не грубить;
- потребовать, чтобы коллектор представился и пояснил причину своего появления;
- по возможности, фиксировать каждое взаимодействие (запись звонков, скрины сообщений, видеозапись общения, показания свидетелей), что позволит доказать наличие нарушения установленных профессиональных стандартов коллекторской деятельности.
Имея все перечисленные сведения, вы вправе подать жалобу на неправомерный действия взыскателя.
Основной надзор за коллекторской деятельностью в Российской Федерации возложен на ФССП. Жалобу в свободной форме можно направить в территориальное отделение ФССП в бумажном виде либо воспользоваться онлайн-приемной. Каждая жалоба рассматривается в течение 30 дней.
Другой контролирующий орган для подачи жалобы на коллектора является Роспотребнадзор.
НАПКА — профессиональная коллекторская ассоциация также разбирается с жалобами, поступающими от граждан, чьи права были нарушены членами указанной ассоциации.
Банк России тоже имеет право вмешиваться в деятельность коллекторов в случае получения информации о неправомерных действиях со стороны взыскателей.
В полицию следует обращаться, если вас беспокоят «лжеколлекторы», работающие без лицензии и разрешений. Особенно, если имели место угрозы, физическое насилие, материальный ущерб, причиненный взыскателями.
И, конечно, каждый гражданин, чьи права и интересы нарушили коллекторы, вправе подготовить и подать исковое заявление в суд.
Подключайте специалистов федеральной юридической компании «ДаБанкрот» к решению проблемы незаконного взаимодействия и неправомерных действий коллекторов по отношению к вам и вашим близким. Мы предлагаем помощь не только в обуздании чрезмерной настойчивости взыскателей, но и в решении вопроса списания проблемной задолженности посредством процедуры банкротства.
Рассчитайте стоимость
своего банкротства здесь и сейчас






Ответы на частые вопросы
-
Как точно узнать, коллектор настоящий или мошенник?
Профессиональными коллекторами являются только организации и лица, зарегистрированные в государственном реестре. Проверить можно на сайте ФССП.
Посмотреть ответ
-
Могут ли коллекторы звонить по ночам?
Нет. Коллекторам запрещено выходить на контакт с должником после 22.00 вечера и до 8.00 утра.
Посмотреть ответ
-
Как правильно вести себя с коллекторами?
Главное, не волноваться, быть вежливыми, не грубить. Потребуйте, чтобы коллектор представился и пояснил причину своего появления. По возможности, фиксируйте каждое взаимодействие (запись звонков, скрины сообщений, видеозапись общения, показания свидетелей), это позволит доказать наличие нарушения установленных профессиональных стандартов коллекторской деятельности.
Посмотреть ответ
-
Какие органы контролируют работу коллекторов?
Основной надзор за коллекторской деятельностью в РФ возложен на ФССП. Также разбираются с жалобами на коллекторов Роспотребнадзор, НАПКА. Банк России имеет право вмешиваться в деятельность коллекторов. В полицию следует обращаться, если вас беспокоят «лжеколлекторы». И, конечно, каждый гражданин, чьи права и интересы нарушили коллекторы, вправе подготовить и подать исковое заявление в суд.
Посмотреть ответ
Оценка статьи
Рекомендуем к прочтению: