Каждое государство, включая Россию, принимает законы о банкротстве только для своих граждан. Иностранцы на территории чужого государства обычно не подпадают под действие указанных законодательных норм. Хотя бывают и исключения. В том числе и в России, где иногда принимаются судебные акты о несостоятельности проживающих в стране иностранных граждан. Но это скорее исключение, чем правило.
Международная практика по общему правилу устанавливает подсудность с учетом места жительства должника (принцип установления центра интересов должника) и также иногда допускает проведение процедуры банкротства в отношении иностранцев.
Российский закон № 127-ФЗ схож с законодательными нормами других развитых государств (США, Великобритания, Канада, Германия и другие) в части права должников из числа физических лиц самостоятельно инициировать собственное банкротство, не дожидаясь, пока это сделает кто-то из кредиторов.
Другое сходство – наступление уголовной ответственности за фиктивное банкротство, когда должник направляет ложные ходатайства или пытается скрыть имущество, за счет продажи которого можно рассчитаться с кредиторами.
Зато Россия – пока единственное государство, где процедуру банкротства можно пройти во внесудебном порядке. Несмотря на то, что для этого должник должен соответствовать определенным критериям, многие россияне после 2020 года смогли воспользоваться возможностью обанкротиться и списать долги без суда всего за 6 месяцев.
В вопросе банкротства физических лиц российское законодательство очень лояльно относится к должникам по сравнению с той же Германией или США. Там проявляют значительно большую жесткость по отношению к ним. Некоторых даже лишают не только имущества, но и ограничивают в гражданских правах.
Например, в Германии должник вынужден 6 лет находиться под контролем за благосостоянием (то есть, не может свободно распоряжаться доходами, накоплениями, имуществом). Только по прошествии 6 лет дело закрывают, а долги списывают.
Более того, ни в Германии, ни в США нет, как у нас, иммунитета на обращение взыскания на единственное жилье – все описывают и продают с молотка.
По нашим законам после банкротства человек еще 5 лет должен информировать об этом своих потенциальных заемщиков. А в США запись о банкротстве физлица хранится в кредитной истории не менее 10 лет.