Независимо от того, имеется ли у человека на самом деле задолженность по кредиту, или звонок коллектора является полной неожиданностью, рекомендуется выполнить следующие действия:
- Вести себя и разговаривать со звонящим спокойно, без грубости. Не бросать трубку, не выяснив причины и обстоятельств звонка. Желательно сделать запись разговора, предупредив об этом звонящего.
- Попросить представителя коллекторского агентства:
- назвать себя, наименование и реквизиты коллекторского агентства, которое он представляет, подтвердить свои полномочия;
- предоставить данные о кредиторе, от имени которого работает коллектор, основаниях, дающих ему право требования выплаты долга у должника;
- пояснить причину использования коллектором ваших контактных данных, если, по вашему мнению, к этому нет никаких оснований;
- уточнить основания, обстоятельства и сумму финансовых требований кредитора. Рекомендуется просить звонящего прислать на электронную почту документы, подтверждающие наличие и сумму задолженности, основания возникновения права требования оплаты долга от вас.
Даже если имеются веские основания считать, что обязательства по кредиту не имеют к вам никакого отношения, лучше сразу принять меры к тому, чтобы разобраться в ситуации. Практика показывает, что игнорирование звонков коллекторов в некоторых случаях может привести к возникновению в дальнейшем имущественных проблем, а также необходимости защищать свои интересы в суде.
- Если требования коллектора по кредитной задолженности не имеют к вам никакого отношения, рекомендуется получить справку об отсутствии задолженности в банке или МФО, которая может понадобиться для предъявления коллектору, полиции, суду.
- Если звонки по поводу возврата чужих долгов после ваших объяснений не прекращаются, направьте письменное заявление в адрес кредитора и коллекторского агентства с требованием об исключении вашего номера из списка контактов должников и прекращения необоснованных звонков.
- Если звонки вам или вашим родственникам продолжаются, подавайте жалобы на действия коллекторов в следующие инстанции:
- Федеральная служба судебных приставов (ФССП);
- Банк России;
– если происходит нарушение закона «О персональных данных» в Роспотребнадзор.
Жалобы можно отправлять разными способами:
- заказным письмом;
- онлайн – через интернет-приемные указанных организаций.
Если же вас беспокоит коллектор, не имеющий лицензии на этот вид деятельности («черный коллектор»), можете смело писать заявление в полицию.
- Если жалобы не оказывают желаемого действия, и вас продолжают беспокоить звонками, обращайтесь в полицию. В качестве обоснования своей правоты приложите к заявлению:
- справку банка (МФО) об отсутствии у вас задолженности;
- записи телефонных разговоров с коллектором;
- копии жалоб и полученных ответов;
- СМС и другие задокументированные угрозы со стороны коллектора.
Законодательством установлены некоторые ограничительные меры для коллекторов. Например, они не имеют права беспокоить:
- беременных женщин;
- родителей детей в возрасте до 1,5 лет;
- лиц, находящихся на лечении в медицинских учреждениях;
- инвалидов 1 группы.
Кроме того, их активность ограничивается временем звонков (с 8.00 до 22.00 в будние дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни) и количеством личных встреч (не более 8 в течение месяца).
Неисполнение указанных требований может являться основанием для жалоб и лишения коллекторского агентства лицензии.