Сразу оговоримся, что лишенный воли человек автоматически не лишается своей собственности и денежных средств (кроме случаев, когда суд выносит обвинительное заключение с конфискацией конкретных активов). То есть, он остается собственником и распорядителем денег на счетах, поступающих доходов, движимого и недвижимого имущества. Это значит, что у него остаются источники для погашения кредитной задолженности. Проблема заключается в том, что для банка заключенный остается таким же заемщиком, как и все остальные граждане.
Когда человека лишают воли (он находится под арестом в СИЗО, в тюрьме, исправительной или воспитательной колонии и в других местах лишения свободы), то, как правило, он теряет возможность пользоваться компьютером и мобильным телефоном – то есть теми инструментами, с помощью которых он обычно отправлял платежи по кредиту с использованием веб-сайта или приложения. По понятным причинам сам он также не может внести платеж через терминал или кассу банка.
В такой ситуации, даже имея на счету денежные средства, арестованный (или заключенный) не в состоянии обслуживать свои финансовые обязательства.
Видя отсутствие поступления средств в счет погашения кредита, банк запускает обычные для таких случаев механизмы:
- пытается связаться с человеком и выяснить ситуацию собственными силами (что, как правило, не удается, поскольку все способы связи с заемщиком оборваны после заключения под стражу);
- начинает начислять штрафные санкции в соответствии с договором кредитования (займа) – неустойку, пеню, штраф (при этом долг начинает быстро расти);
- обращается в суд, получает исполнительный документ и инициирует взыскание задолженности путем списания денежных средств со счетов должника, ареста и распродажи принадлежащего заключенному имущества.
Невозможность погашения обязательств по кредиту по объективной причине (лишение свободы) судом обычно не принимается в расчет при принятии решения о наложении взыскания, поскольку для этого нет законных оснований. Единственное, чего иногда удается добиться в такой ситуации – списания штрафных санкций, начисленных в период, когда человек был в заключении или содержался под стражей. Но остальную сумму все равно будут взыскивать за счет оставшихся у должника активов или требовать исполнения финансовых обязательств заключенного (арестованного) третьими лицами.