«Черный список» в Бюро кредитных историй — это неофициальный термин, который означает, что ваша кредитная история испорчена. Но не стоит паниковать: если вовремя заметить проблему и обратиться к профильным специалистам, ситуацию можно улучшить и вернуть финансовую репутацию.
Как узнать, что вы в черном списке БКИ
Пошаговая инструкция: как узнать о наличии в "черном списке" БКИ через ЦБ РФ и коммерческие сервисы. Основные признаки проблем с КИ и способы получения кредитного отчета.
Мифы и реальность о кредитных черных списках
Что на самом деле означает "черный список" в БКИ
На самом деле никакого «черного списка» с фамилиями не существует. Просто БКИ хранят подробные сведения о финансовом поведении каждого заемщика – кредитные истории (КИ).
Вы можете попасть в группу риска, когда у вас появляются признаки плохой кредитной истории:
-
банки часто отклоняют ваши заявки;
-
вы несвоевременно или не полностью вносите платежи, систематически нарушаете условия кредитного договора;
-
ведутся судебные споры, исполнительные производства по вашим долгам.
Чем больше проблем с погашением долгов, тем ниже ваш кредитный рейтинг и, соответственно, меньше шансов на получение одобрения по новому кредиту.
Чем отличается от банковских внутренних стоп-листов
В каждой кредитной организации существуют внутренние «стоп-листы» – настоящие «черные списки» с фамилиями клиентов, которым ни при каких обстоятельствах заявку на кредит не одобрят. Вы можете оказаться в подобном списке, если:
-
пытались обмануть банк;
-
систематически нарушали условия договоров;
-
использовали заемные средства не по назначению;
-
были замечены в мошенничестве;
-
имели судимости по экономическим статьям.

Три неочевидных сигнала о проблемах с кредитной историей
Как узнать, что я в черном списке банков? Ведь кредитные организации отказывают в кредите, не называя причин.

Банки массово отказывают без объяснения причин
Стоит задуматься, если разные кредитные организации стали чаще отказывать в одобрении кредита. Возрастающая частота отказов говорит о том, что с вашей КИ что-то не так.
Чтобы разобраться в причине, обязательно проверьте содержащуюся в ней информацию. Обратитесь за помощью к профильным специалистам.
Кредитные предложения стали приходить реже
Еще один тревожный «звоночек» – отсутствие у банка интереса к вам как к клиенту. Если перестают поступать новые кредитные предложения, значит банк считает, что риск работы с вами превышает возможные выгоды. То есть, вас перевели в категорию проблемного заемщика и перестали воспринимать как добросовестного клиента.
Снизились одобряемые лимиты по картам
Неожиданное (с вашей точки зрения) решение об уменьшении суммы одобряемого лимита по карте, как правило, происходит по причине появления в кредитной истории сведений, снижающих кредитный рейтинг. Это дает банку основания отнести вас к группе клиентов с высоким риском невозврата долга. «Обрезая» вам лимит по карте, кредитор перестраховывается, уменьшая таким образом размер возможных потерь.
Где и как проверить свою кредитную историю
Избежать неожиданных проблем с кредитованием можно, если регулярно проверять данные своей КИ. В связи с этим возникает вопрос, как проверить «черный список» БКИ и получить кредитный отчет?
Вы имеете право запрашивать информацию о собственной КИ дважды в год – бесплатно. Можно и чаще, но тогда дополнительные услуги БКИ придется оплачивать.
Официальные способы через ЦБ РФ
Банк России курирует ведение Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ). Направить запрос в каталог можно с официального сайта Центробанка www.cbr.ru. Для этого в разделе «Кредитные истории» потребуется заполнить форму запроса. Нужно будет пройти идентификацию через Госуслуги или ввести свои данные вручную.
В ответе будет содержаться перечень БКИ, хранящих вашу КИ. Далее для получения подробного кредитного отчета вам следует обращаться в каждое БКИ по отдельности. Запросы направляются через сайты БКИ, которые обязаны предоставлять требуемые сведения.
Сервисы-агрегаторы данных из разных БКИ
С помощью коммерческих сервисов-агрегаторов у вас появляется возможность:
-
заказывать в одном месте кредитные отчеты от всех БКИ, обслуживающих вашу КИ;
-
получать уведомления о новых событиях в КИ;
-
контролировать кредитные рейтинги;
-
защищаться от кредитных мошенников.
Можно воспользоваться услугами платформ:
-
Скоринг Бюро (https://scoring.ru/);
-
НБКИ (https://nbki.ru/);
-
Кредистория (https://credistory.ru/)
и других.
Использование подобных сервисов упрощает контроль над вашей КИ, позволяет управлять собственной финансовой репутацией и формировать положительный имидж заемщика.
Что смотреть в отчёте, кроме скоринга
В кредитном отчете всегда проверяйте:
-
корректность внесения ваших личных данных (ФИО, дата рождения, место регистрации и другие);
-
перечень кредитов и займов;
-
актуальный статус каждого кредита;
-
информацию о просрочках.
Так вы избежите возможных ошибок в КИ и можете своевременно заметить появление подозрительных финансовых операций, которые вы не совершали.
Сколько хранится информация в БКИ?
Достоверная информация в КИ по закону хранится в БКИ в течение 7 лет (до 2022 года этот срок составлял 10 лет).
Когда попадание в "чёрный список" обратимо
Если вы заметили в КИ неточности (ошибки), влияющие на рейтинг, или появление кредита (займа), которого не брали, то ситуацию можно исправить.
Автоматическое удаление негативной информации
Без вашего участия изменение данных КИ возможно в случае самостоятельного обнаружения и исправления допущенных ошибок сотрудниками БКИ.
Законные способы исправления кредитной истории
В других ситуациях ошибки исправят только по вашей инициативе:
-
после обращения в БКИ с соответствующим заявлением и предоставлением документальных доказательств вашей правоты;
-
по решению суда, принявшего судебный акт в вашу пользу, обязывающий БКИ исключить из КИ ухудшающие ваш кредитный имидж данные.
Что делать, если обнаружили ошибку
Любая ошибочная запись в КИ может повлиять на снижение кредитного рейтинга сразу либо по прошествии времени. Поэтому меры нужно предпринимать сразу после обнаружения ошибки (неточности).
Порядок оспаривания недостоверных данных: как исправить кредитную историю
Вы вправе оспорить недостоверную информацию, содержащуюся в КИ:
-
Обратиться в БКИ. Нужно составить заявление, указать данные, требующие корректировки и направить заявление адресату лично, почтой, либо посредством формы обратной связи на сайте бюро. Если проверка данных подтверждает вашу правоту, то в течение 20 рабочих дней БКИ обязано исключить недостоверные сведения из КИ.
-
Подать исковое заявление в суд, если вы решили обжаловать отказ в исправлении КИ, либо возникла ситуация, усложняющая проверку спорной информации.
Контакты для жалоб в регулирующие органы
Пожаловаться на неправомерные действия БКИ можно в Банк России. Адрес интернет-приемной Центробанка https://www.cbr.ru/contactBR. Можно попытаться решить спорный вопрос, уточнить детали через контакт-центр по номеру 8 800 300-30-00, либо записаться на личный прием.
Если вы оказались в сложной финансовой ситуации и не знаете, как начать оформление банкротства — мы готовы поддержать вас. Обратитесь к нам, и мы возьмём на себя процесс: от сбора и подготовки всех необходимых документов до сопровождения дела в суде и получения решения.










