Закон не лишает банкротящегося должника права на наследование. Формирование наследственного дела у нотариуса и производство по делу о банкротстве физического лица могут проходить параллельно, нигде не пересекаясь. Единственное, что их связывает – это личность должника.
Главный вопрос, который должен решить для себя такой наследник, нужно ли ему наследуемое имущество.
- С одной стороны, если человек потратил много усилий и средств, чтобы с помощью процедуры банкротства списать все долги, неожиданное появление в собственности ликвидных активов может воспрепятствовать желаемому. Если стоимость имущества велика, он может лишиться статуса неплатежеспособного должника, поскольку теперь становится в состоянии рассчитаться со своими кредиторами. Все усилия пойдут насмарку.
- Если стоимость наследуемого имущества не слишком высока, то вероятнее всего оно будет включено в конкурсную массу и продано на торгах в счет погашения кредиторской задолженности. То есть, наследнику в конечном счете ничего не достанется.
- Когда долги наследодателя превышают стоимость наследуемых активов, то наследнику вообще не имеет смысла вступать в наследство, поскольку в этом случае к существующим неисполненным обязательствам добавится еще и задолженность умершего родственника (по сути, банкротство передается по наследству).
Если должник ставит перед собой цель полностью рассчитаться с кредиторами, то дорогое наследство оказывается очень кстати: продав его можно закрыть все долги.
Но на практике чаще всего наследники, проходящие процедуру банкротства, высказывают другое пожелание:
- оставить ценное унаследованное имущество в своем распоряжении;
- не включать в конкурсную массу полученные по наследству активы.
Но для этого банкроту придется скрывать от суда и финуправляющего факт наличия наследственного дела в его пользу или вступления в наследство. В таком случае возникают реальные риски:
- квалификация действий должника как предоставление недостоверных сведений, сокрытие информации и ликвидных активов, способных оказать влияние на состояние расчетов с кредиторами;
- отказ суда в списании кредиторской задолженности;
- привлечение должника к административной (крупные штрафы), а в некоторых случаях и к уголовной ответственности за мошенничество.
Несмотря на это, зачастую ситуация все же позволяет оставить в распоряжении наследника-банкрота полученное наследство. Речь идет об активах, которые по закону не должны включаться в конкурсную массу. В частности, к таким имущественным объектам относится единственное жилье.
То есть, если факт вступления в наследство не наносит ущерба кредиторам и не влияет на расчеты с ними, то претензий к должнику со стороны суда не будет.